Подписан контракт на строительство железной дороги от Элегеста до Курагино

ЭкспертБизнес

Добраться до Транссиба

Подписан контракт на строительство железной дороги от Элегеста до Курагино — это самый известный железнодорожный долгострой в России. Уже через несколько лет Тува получит надежную связь с Транссибирской магистралью, а угольная промышленность — еще 15 млн тонн экспорта

Сергей Кудияров

Из-за логистических ограничений уголь Тувы не приносил региону большой пользы. Фото: ТАСС

Глава РЖД Олег Белозеров и гендиректор Тувинской энергопромышленной корпорации (ТЭПК) Руслан Байсаров подписали соглашение о строительстве железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино. Согласно этому документу, монополия выступит генеральным подрядчиком строительства линии к Элегестскому угольному месторождению. Это будет первая железнодорожная линия в Туве, которая сегодня представляет собой глухой медвежий угол, отрезанный Саянами от остальной страны.

Уже известно, что дорога будет строиться в однопутном исполнении. Ее протяженность составит 410 км. Строительство будет вестись в гористой местности, что потребует прокладки восьми тоннелей общей длиной 11 км и возведения 127 мостов протяженностью около 16 км. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге. По данным РЖД, инвестиции в проект составят около 126,6 млрд рублей (без НДС), а ввод в эксплуатацию намечен на 2023 год.

ТЭПК владеет лицензией на разработку Элегестского угольного месторождения, к которому и подойдет новая дорога. Месторождение обладает значительными запасами коксующегося угля, который используется в металлургии. Строительство железнодорожной линии будет идти одновременно с возведением угольного терминала в порту Ванино на Дальнем Востоке и созданием обогатительной фабрики на самом месторождении. Сроки ввода в эксплуатацию всех объектов синхронизированы.

В апреле 2018 года ТЭПК стала участником концессионного соглашения о строительстве железнодорожной линии Кызыл — Курагино.

Перспективная магистраль Элегест—Кызыл—Курагино придаст импульс развитию угольной промышленности Тувы

Сибирский долгострой

История этого проекта началась почти полтора десятилетия назад. Еще в 2005 году о планах строительства дороги заявила Енисейская промышленная компания (ЕПК) Сергея Пугачева, на тот момент владевшая лицензией на разработку Элегестского месторождения. Логика компании понятна: уголь — груз крупнотоннажный, возится на значительные расстояния и большими партиями. Идеальный транспорт для таких условий — железная дорога.

В 2007 году проект был одобрен правительством России. В марте 2011 года институт «Томгипротранс» завершил разработку проекта дороги, а в декабре того же года Владимир Путин вбил первый символический костыль на стройке дороги.

Однако бизнес-империя Пугачева не справилась с долговым бременем, начался ее раздел. ЕПК, вместе с лицензией на Элегест и проектом строительства железной дороги, были выкуплены Русланом Байсаровым и Игорем Алтушкиным (ныне основной акционер Русской медной компании). Сумма сделки тогда оценивалась в немалые 2,5 млрд долларов. Как оказалось, купили кота в мешке, с огромными долгами, о которых сбежавший за границу Пугачев умолчал. В 2013 году лицензия на Элегест у ЕПК была отозвана, а сама компания признана банкротом.

Однако уже в том же 2013 году Байсаров снова сделал попытку войти в Туву, опять купив потерянную ЕПК лицензию на разработку месторождения. По его собственным словам, он приобрел ее за 548 млн рублей, а проектную документацию — за символические 6,5 млн рублей. И, разумеется, сразу же снова встал вопрос об оживлении проекта строительства железной дороги.

Дальше было заключено концессионное соглашение. Его условия предусматривали, что дорогу построит «ТЭПК Кызыл — Курагино», в котором по 47,5% принадлежало ТЭПК Байсарова и компании «Лидер» (управляет пенсионными фондами), а 5% доставалось РЖД. Весь проект оценивался в 192,4 млрд рублей, из которых по 28,9 млрд рублей приходилось на ТЭПК и «Лидер», еще 134,6 млрд рублей предполагалось привлечь за счет размещения проектных облигаций (на пятнадцать лет при доходности «инфляция плюс 4%»). Государство гарантировало минимальную доходность, при необходимости — выпуск и погашение облигаций. С другой стороны, государство обеспечивало себе право расторжения соглашения, если вместе со строительством дороги не будет развернута добыча угля и построена обогатительная фабрика.

В 2018 году министр обороны Сергей Шойгу выступил с предложением привлечь к строительству дороги железнодорожные войска, благо позитивный опыт есть: именно военные в 2017 году построили за 50 млрд рублей 137-километровый обходной путь вокруг Украины в Ростовской области.

И вот теперь стало известно о заключении контракта с РЖД. Заметим, что предложение железнодорожников оказалось намного дешевле — почти на 34% меньше суммы, объявленной в прошлом году при заключении концессионного соглашения.

«Схема работы определена распоряжением правительства. Концессионер — “ТЭПК Кызыл — Курагино”. В этой части изменений нет», — говорит председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин. — “ТЭПК Кызыл — Курагино” подписала соглашение с РЖД как с генеральным подрядчиком строительства. В обязанности подрядчика входит и актуализация проектно-сметной документации. Корректировка сметной стоимости на данном этапе допустима, даже на такой процент. Сама РЖД, естественно, строить железную дорогу не будет — это сделают подрядчики. Не исключено, что одним из них станет структура, близкая к Министерству обороны. Учитывая, что Сергей Шойгу родился в Туве, использование военных строителей на определенных участках вполне вероятно».

Добыча угля в Туве

Углю везде у нас дорога

Итак, основным мотивом строительства дороги стало обеспечение возможности вывоза угля из Тувы. На территории региона учтено 11 угольных месторождений с совокупными балансовыми запасами 1,1 млрд тонн, из которых 0,9 млрд относится к особо ценным коксующимся углям. Общие ресурсы угля, расположенного в регионе Улуг-Хемского бассейна, оцениваются в 20 млрд тонн, из них 14 млрд тонн — коксующиеся угли. Это значительные ресурсы, на основе которых можно было бы развернуть серьезные мощности по добыче. Более того, уголь здесь залегает на сравнительно небольших глубинах: на Элегестском месторождении — 15 метров, на Межегейском — 10 метров. Это позволяет производить добычу открытым способом, с намного более низкой себестоимостью (по сравнению, например, с шахтами Кузбасса). Кроме того, толщина угольных пластов на Элегесте достигает восьми метров — против двух-трех метров для многих шахт Кузбасса. Словом, не месторождение, а сказка.

По факту же объемы добычи в силу логистических ограничений остаются незначительными. Промышленная разработка тувинских углей ведется с 1925 года, но максимальный советский показатель добычи в регионе — всего лишь 1,1 млн тонн. В последние годы, правда, удалось нарастить этот показатель почти до 1,8 млн тонн (см. график 1).

Основным игроком рынка долгое время был Каа-Хемский угольный разрез, а после его банкротства, с 2010 года, — Тувинская горнорудная компания (входит в группу En+). В меньшей степени — «Межегейуголь» и ТЭПК. Львиная доля добываемого в регионе угля там же и потреблялась — в качестве топлива населением и местными электростанциями.

Отметим, что ТЭПК по итогам 2016 года добыла всего лишь 98 тыс. тонн угля. Но в планах компании — нарастить добычу до 15 млн тонн.

По оценкам, произведенным в 2015 году силами Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, освоение Элегестского месторождения может увеличить ВРП региона более чем двое, а бюджет Тувы чуть ли не впервые в истории станет профицитным. При этом для реализации проекта потребуется порядка 2300 рабочих мест. Эксперт Института проблем естественных монополий Сергей Минков оценил бюджетный эффект от новой стройки и резкой интенсификации добычи угля в регионе примерно в четыре миллиарда рублей в год.

Международная торговля углем

Желания и возможности

Как ни странно, строительство железной дороги в Туву значительная часть местного населения встретила в штыки. По различным социологическим опросам, доля негативно настроенных по отношению к проекту достигает 40%. Главным образом это местные радикальные националисты, стремящиеся любой ценой «не пустить чужаков» и «сохранить самобытность». Глава региона Шолбан Кара-оол вынужден был признать: «Знаю, что в республике есть те, кто будет оппонировать, но история нас рассудит».

Однако для Тувы экономические эффекты, связанные со строительством железной дороги и освоением Элегеста, объективно необходимы. Регион демонстрирует откровенно позорные социально-экономические показатели. По данным Росстата, доля граждан, проживающих за чертой бедности, здесь уверенно превышает за 40% — против 13% в среднем по России. Среднедушевые денежные доходы населения здесь более чем вдвое ниже, чем по стране в целом, и формируются в значительной степени за счет всевозможной помощи федерального центра. Например, в 2016 году федеральные дотации втрое превысили собственные доходы регионального бюджета. Характерно, что на проведенном 27 марта совещании с участием Кара-оола премьер-министр Дмитрий Медведев прямо заявил: «Недопустимо, когда регион превращается в огромное бюджетное учреждение, которое целиком и полностью финансируется из Москвы».

Таким образом, похоже, на этот раз тувинский железнодорожный проект все же будет доведен до реализации. Есть ли риски для его развития?

В принципе, по всем имеющимся прогнозам, мировой спрос на уголь в обозримой перспективе будет расти. Крупнейшая угольная компания России — СУЭК — ожидает, что к 2040 году мировое потребление электроэнергии вырастет на 60%, главным образом за счет электрификации и индустриализации развивающихся стран Азии, и в значительной степени этот прирост будет обеспечен наиболее экономичной угольной генерацией (см. «Спасительный экспорт», «Эксперт» № 21 за 2018 год). По иронии судьбы такие «зеленые» инициативы, как расширение использования электромобилей, тоже влекут за собой рост потребления угля.

Добыча угля в России

Кроме того, рост спроса на коксующийся уголь будет обеспечиваться за счет развития мировой металлургии. Строительство и машиностроение требуют стали: только за последнее десятилетие ее потребление в мире выросло на 30%, и до 2035 года, по оценке ОЭСР, оно будет расти в среднем на 1,4% в год. По данным Всемирной ассоциации производителей стали, порядка 74% всей выплавки стали в мире приходится на продувку чугуна в кислородных конвертерах. А на каждую тонну чугуна в среднем расходуется до 0,8 тонны угля.

Не исключено, что именно поэтому Кара-оол уже заявил, что железнодорожной линии мало, требуется ее расширение как по провозной способности, так и по географии, с выходом на Монголию.

В Туве уже присутствуют «Евраз» («Межегейуголь», запасы — 782 млн тонн) и «Северсталь» («Улугхемуголь», 640 млн тонн), которые, теоретически, могли бы расширить свои мощности и составить кампанию ТЭПК в освоении угольных богатств региона.

Другое дело, что добытый уголь из Тувы надо вывезти. В Красноярском крае новая линия примыкает к уже существующей железнодорожной сети, и дальше тувинский уголь надо везти по Транссибу или БАМу. Эти линии и так используются с высокой степенью загрузки и изобилуют так называемыми узкими местами. По оценке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), обеспечение вывоза заявленных объемов (а для Тувы это именно 15 млн тонн в год) потребует строительства свыше 5000 км новых главных путей, не считая множества иных мероприятий. Полностью второй этап развития БАМа и Транссиба, который увеличит пропускную способность этих магистралей в полтора раза, до 180 млн тонн в год, оценивается в 676 млрд рублей до 2024 года.

И тут остро встает вопрос конкуренции с теми же угольщиками — из других регионов, — которые также имеют грандиозные амбиции. Например, только Кузбасс обещает нарастить объемы своей добычи с 241 до 370 млн тонн к 2035 году (см. «Наполеоны из Кузбасса», «Эксперт» № 35 за 2018 год).

Развитие дороги далее на юг, в свою очередь, упирается в бескрайние степи и пустыни, где надо строить еще многие сотни километров путей до ближайшего стыка с существующей железнодорожной сетью Монголии.

«Развитие магистрали в направление Монголии и далее на Китай в периоде до 2025 года точно не будет. К этому вопросу могут вернуться после ввода в эксплуатацию основной линии. Концессионное соглашение, как пилотный проект на железной дороге, должно продемонстрировать положительные результаты. И только по их достижении можно говорить о расширении направлений перевозок. Разработка месторождения полноценно начнется только после строительства однопутной линии. Этот аспект пока не позволит делать прогноз по объемам на Китай. Кроме того, это уже будет международный проект с участием Монголии и Китая, а такие проекты реализуются, как правило, не очень-то быстро. Там встанут вопросы и по технологиям, и по ширине колеи», — говорит Павел Иванкин.

Таким образом, реалистичной в обозримой перспективе следует считать именно существующую конфигурацию линии Элегест — Кызыл — Курагино.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 мыслей Мартина Иванова 15 мыслей Мартина Иванова

Мартин Иванов о деньгах и разбитых автомобилях

GQ
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Как отформатировать жесткий диск. Подробная инструкция Как отформатировать жесткий диск. Подробная инструкция

Все для форматирования жесткого диска без вреда для компьютера и системы

Цифровой океан
Археологи описали каменные артефакты из ритуального комплекса эпохи Дзёмон Археологи описали каменные артефакты из ритуального комплекса эпохи Дзёмон

Археологи исследовали каменные артефакты из ритуального комплекса

N+1
Танцы и панические атаки: как звучит новый альбом Билли Айлиш Hit Me Hard And Soft Танцы и панические атаки: как звучит новый альбом Билли Айлиш Hit Me Hard And Soft

Как Билли Айлиш удалось собрать в одно целое поп, баллады и песни-триллеры

Forbes
9 фраз, которые сделают вас счастливее. Используйте их в разговорах ежедневно! 9 фраз, которые сделают вас счастливее. Используйте их в разговорах ежедневно!

Какие наши слова помогают другим людям понять, что их видят, слышат и любят

Psychologies
7 признаков того, что пора менять воздушный фильтр: знаете ли вы их 7 признаков того, что пора менять воздушный фильтр: знаете ли вы их

Своевременно менять воздушный фильтр даже важнее, чем масляный

ТехИнсайдер
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
15 задач по уборке, которые можно выполнить за 3 минуты, если знать нужные хаки 15 задач по уборке, которые можно выполнить за 3 минуты, если знать нужные хаки

Слышала про домохозяек, которые могут навести порядок, пока стираются простыни?

VOICE
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца» Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца»

Исполнитель главных ролей о том, из чего состоит актерская профессия

Монокль
«Я буду всегда с тобой»: что такое сталкинг и как от него защититься в России? «Я буду всегда с тобой»: что такое сталкинг и как от него защититься в России?

Сталкинг: почему люди преследуют других людей?

Правила жизни
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Что такое спейс-электроника и как ее слушать. Отрывок из книги «Планетроника» Что такое спейс-электроника и как ее слушать. Отрывок из книги «Планетроника»

Глава из книги про историю электронной музыки от журналиста Ника Завриева

СНОБ
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Канны-2024: зачем Коппола 40 лет думал о Римской империи Канны-2024: зачем Коппола 40 лет думал о Римской империи

Каким получился «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы

РБК
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
5 советов тем, кто хочет создавать семейные традиции 5 советов тем, кто хочет создавать семейные традиции

Как создать особую атмосферу дома и напитать детей любовью?

Psychologies
Знай свой двигатель: как отличить компрессор от турбонаддува Знай свой двигатель: как отличить компрессор от турбонаддува

Что такое компрессор? Что такое турбонаддув? Что из них лучше?

ТехИнсайдер
Вред от чипсов и газировки оказался преувеличенным: новое исследование ученых Вред от чипсов и газировки оказался преувеличенным: новое исследование ученых

Неужели ультрапереработанные продукты безопасны для нашего здоровья?

Psychologies
Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия» Лонг-лист Международной Букеровской премии: роман Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Отрывок из романа «Симпатия» об обретении человечности в эпоху перемен

СНОБ
Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade Король полноразмерных внедорожников. Пять поколений Cadillac Escalade

Escalade до сих пор остаётся одним из самых неоднозначных автомобилей

4x4 Club
Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга

Существует ли любовная телепатия?

Psychologies
Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым Муж-садист: какими были отношения Салтанат Нукеновой с Куандыком Бишимбаевым

Дело Салтанат: почему жертва домашнего насилия так и не ушла от мужа?

Psychologies
Радикальный оптимизм: о чем поет Дуа Липа на новом альбоме? Радикальный оптимизм: о чем поет Дуа Липа на новом альбоме?

Какой смысл скрывается в новых песнях Дуа Липы?

Psychologies
Нет пределов совершенству Нет пределов совершенству

Kalisa — стильная яхта, на которой можно ходить даже в шторм

Y Magazine
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
Открыть в приложении