Домашний фастфуд, доставка для зумеров и новый dark kitchen. Интервью с сооснователем «Кухни на районе» Кириллом Родиным
Уже совсем скоро будут подведены итоги премии «Сделано в России — 2020», а пока «Сноб» продолжает рассказывать о номинантах. На этот раз мы поговорили с сооснователем и директором по маркетингу «Кухни на районе» Кириллом Родиным о том, зачем проекту сделка с совместным предприятием «Сбера» и Mail.ru Group, чем райдер отличается от курьера и как благодаря первоапрельской шутке «Кухне» удалось продать пачку майонеза за 100 тысяч рублей.
Ɔ. В одном из интервью ты сказал, что история «Кухни на районе» существует в разных версиях, потому что каждый журналист пересказывает ее по-своему. Расскажи, как все было на самом деле.
Проект задумывался еще в 2016 году в гуглдоке Алексея Колесникова (сооснователя «Кухни на районе» — Прим. ред.). Примерно год мы созревали, и в итоге было решено сделать одну кухню с доставкой домашней еды, что для 2017 года казалось нонсенсом. Это сейчас мы уже протоптали эту дорожку и поняли, что домашняя еда — тренд. А тогда все нам предрекали быстрое закрытие: «Не взлетит». Королями масс-маркета в то время были пицца, суши, вок с доставкой по два-три часа. Идея быстрой доставки выглядела сумасшедшей. Но наш концепт заключался не только в меню, но и в стабильном сервисе. Стабильность была важна, потому что мы хотели обеспечивать именно повседневный прием пищи. Мы хотели закрыть будние дни, когда среди недельного 21 приема пищи почти 19 или 18 — это повседневные завтраки, обеды, ужины, которые нужно себе готовить или где-то находить. На деле это бизнес-ланч или чебупели вечером. И я не шучу. Большинство россиян действительно так воспринимают повседневный прием пищи. Я и сам его так вижу. Понятно, я сейчас не про центр Москвы, не про 1%, который может позволить себе пять раз в неделю ходить в ресторан.
Ɔ. Как вы тестировали эту идею?
На себе, без больших вложений в маркетинг. Потом мы запустили на фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) таргетированную рекламу, раскидали пару листовок по подъездным ящикам. За первые два месяца клиентская база заметно расширилась — доля нас самих и наших близких от общего числа заказывающих стала меньше 50%. В первый же год мы создали самую важную отличительную штуку «Кухни на районе». На первый взгляд это обычный dark kitchen — ресторан без зала. Но наша уникальность заключается в особой модели ротации меню, сверхсложной для общепита. Мы поставили амбициозную цель — обновлять в меню по 50–100 блюд в неделю. Даже для поточной конвейерной столовой это адская задача. Мы хотели, чтобы эта ротация мимикрировала под домашнюю готовку. Ты же не готовишь 30 дней подряд макароны? Скорее всего, тебе хочется сменить какое-то блюдо, обновить рацион. Нам как раз хотелось подстроиться под поведение человека внутри приложения.
Ɔ. Расскажи подробнее, как составляется меню.
У нас есть шеф-повар — креативный создатель общего списка блюд. Он генерирует идеи под наши требования. Понятно, что не должно быть сложных блюд, которые готовят по шесть часов. Сейчас в нашем архиве четыре тысячи уникальных блюд. На основе общего списка отдел data science составляет план меню на следующую неделю. Раньше это был один Леша Колесников. Теперь у нас уже работает целая группа дата-сайентистов. Но самое важное из того, что у нас есть для data science, — это история продаж на юзера. Благодаря данным можно сделать более точный прогноз — что именно люди захотят есть на следующей неделе, какой будет спрос в плохую погоду или праздник. И дальше отдел data science создает идеальное расписание.
Ɔ. Кто ваша клиентская база? Это все миллениалы и зумеры?
Наша основная аудитория — 25–37 лет. Это люди с доходом от 50–70 тысяч и дальше до бесконечности. В самом начале мы были очень популярны у айтишников. Им не надо ничего объяснять. Они такие: «О, это приложение для еды, установлю и попробую». У других групп больше порогов, им уже сложнее рассказать про приложение. Сейчас аудитория намного шире. Нашу еду, например, часто заказывают люди из арт-индустрии. Зумеров среди клиентов мало. Помню, когда мне было 16, я еще не ностальгировал по домашней еде. Я тогда сидел и мечтал, что я стану взрослым, свободным, и мне казалось, что я буду обедать, завтракать и ужинать в «Макдоналдсе». Но в 21 я понял, что питаться в макдаке каждый день невозможно. Оказывается, пицца и суши надоедают тебе на третий день, и ты уже мечтаешь о маминых сосисках с макаронами. Мне интересно работать над привлечением зумеров, и у нас уже есть классные достижения. Например, нас обожают есть в тик-ток-хаусах. Мы получаем бесплатную нативную рекламу уже примерно полгода. Больше всего мне нравится, когда жители тик-ток-хаусов выкладывают бэкстейджи, и видно, что они там едят «Кухню на районе». Они даже Николая Баскова на бэкстейджах кормили нашей едой.