Первый украинский
Николай Гоголь придумал персонажа, который идеально подходит для экрана, но так и не дождался интересного воплощения.

Гоголевская повесть «Тарас Бульба» пережила десяток экранизаций — фильмы по ней охотно снимали в разное время в разных странах. В зависимости от политической обстановки менялись трактовки поступков героев, но сам знаменитый казак оставался, пожалуй, главным украинским героем мировой культуры.
Проза Гоголя одновременно драматична, колоритна и динамична — совсем как сценарии, появившиеся задолго до изобретения кинематографа. Всё-таки Гоголь был не только писателем, но и драматургом — некоторые эпизоды «Тараса Бульбы» и других своих прозаических произведений он явно представлял на театральной сцене.

Эти особенности повести оказались востребованы совсем ещё юным российским кинематографом, который в ранние годы представлял собой скорее не отдельный вид искусства, а почти дословный перенос театральных постановок на плёнку.
Экранная история «Тараса Бульбы» началась в 1909 году, что делает запорожского атамана одним из первых отечественных киногероев. Одноимённую немую короткометражку поставил Александр Дранков — оператор, режиссёр, продюсер, в общем, мастер на все руки. Ни о каком раскрытии образа речи, конечно, не шло — фильм был набором разыгранных с театральной жестикуляцией сцен.