Дефолт 1998 года: что происходило с машинами и ценами
Кризис экономики, скачок цен, автомобильная выставка, грузовой «Соболь» и легендарный Ford Focus — все, что надо знать о катастрофическом 1998-м
Новая Россия постоянно испытывала финансовые трудности и наращивала долги. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг — свыше 36 млрд долларов, тогда как резервы страны, по данным ЦБ, к 1998 г. составляли 24 млрд долларов. 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт по государственным ценным бумагам, и в современной России наступил первый глубокий кризис. Тем временем за пределами РФ европейские и американские компании выпускали новинки, которые в будущем стали бестселлерами и в нашей стране, когда кошмар закончился.
Рост цен
Если до дефолта в июле 1998 г. литр 92-го бензина стоил 2,06 руб., то к декабрю цена выросла на 30%, до 2,68 рубля. Стоимость топлива продолжала расти и далее — в 1999 г. стоимость литра бензина в некоторых региона доходила до 7 рублей. Продавцы в магазинах регулярно переписывали ценники, очереди в почти пустые пункты обмена валют растягивались на целые улицы.
Согласно данным Росстата, средняя зарплата в России в 1998 г. составляла 1051 рубль. В первой половине года россияне покупали много иностранных машин, однако после девальвации предпочтения поменялись: российские автомобили стали более привлекательны.
Московский автомобильный салон
За одну августовскую неделю курс доллара вырос с 6 до 15 рублей. Тем интереснее было посетить 26 августа Московский автосалон в «Экспоцентре» на Красной Пресне (МИМС), где были представлены новинки мирового автопрома с ценниками в долларах. Москвичи приходили полюбоваться на новые модели российских компаний, на стенды Mercedes, BMW, Opel, Kia, а также Lamborghini и Ferrari. На выставке впервые показали концепт Chevrolet Niva. Журналисты газеты «За рулем» прозвали тогда МИМС-98 «островком праздничного оптимизма на фоне экономических бурь и политического шторма».
Рост продаж
Были в России и те, для кого девальвация оказалась благом: продукция российских производителей с падением курса рубля стала дешевле импортной, а значит, более конкурентоспособной. В полном объеме девальвацией воспользовались автомобильные заводы.