По уже Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит ИИ

Цифровой океанHi-Tech

Глубокоуважаемый вагоноуважатый

По Санкт-Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит искусственный интеллект. Уже сейчас ИИ заботится о безопасности людей, а в ближайшее время готовится полностью взять управление на себя

Текст: Сергей Апресов

Депо Трамвайного парка № 7 на улице Грибакиных отреставрировали в современном стиле «лофт». Глядя, как сияющий мокрыми панорамными стеклами трамвай выезжает из автоматической мойки, приятно вспомнить историю этого транспорта: ведь изобрели его здесь, в Санкт-Петербурге. 22 августа 1880 года инженер Федор Аполлонович Пироцкий запустил на электротяге вагон конки*. Энергия подавалась по рельсам от миниатюрной электростанции. Первую коммерческую трамвайную линию открыла фирма Siemens & Halske под Берлином в 1881 году. Карл фон Сименс встречался с Пироцким, и его наработки были применены в Германии.

Систему активной безопасности и помощи водителю с искусственным интеллектом не только разработали, но и внедрили в России. В программе нашей командировки в Петербург было три пункта: попробовать превысить скорость, проехать на красный и, самое интересное, попасть под трамвай. Ничего из задуманного осуществить не удалось: интеллектуальная защита сработала штатно. Неудивительно, что система активно эксплуатируется на маршрутах города — заметьте, впервые в мире.

Тем не менее вопрос, который чаще всего задают разработчикам системы из компании Cognitive Pilot, звучит так: а что такого?

А что такого?

Рабочее место водителя трамвая «Богатырь-М» Петербургского производителя «ПК транспортные системы» можно смело снимать в «Звездных войнах». Тачскринов здесь больше, чем в китайском премиум-седане, — целых пять. На одном из дисплеев есть три зеленые иконки, которые относятся к системе Cognitive Pilot. Первая (на ней изображен спидометр) становится красной, когда водитель превышает скорость. Если человек не внемлет предупреждению, компьютер задействует тормоза и замедляет транспорт до скорости, разрешенной на данном участке маршрута.

Вторая иконка краснеет при попытке проехать на запрещающий сигнал светофора. Точно так же система сначала предупреждает водителя и лишь потом вмешивается в управление.

На третьей картинке изображен человек. Соответствующая часть системы отвечает за автоматическое торможение перед пешеходами, велосипедистами, автомобилями и любыми препятствиями на пути.

Пока все три картинки зеленые, составом целиком и полностью управляет водитель. Это важно еще и потому, что он несет ответственность за любые инциденты на маршруте. Система Cognitive Pilot берет на себя управление, лишь когда в игру вступает пресловутый человеческий фактор: усталость, невнимательность или безумно интересный видеоролик в телефоне.

Звучит полезно, но как будто не ново: полностью беспилотные поезда работают в метрополитенах многих городов мира, а системы автоматического торможения уже больше десяти лет ставятся на серийные автомобили. Так что тут такого?

Геннадий Савицкий, ведущий разработчик Cognitive Pilot: «В аэропортовых шаттлах или поездах метро искусственного интеллекта ноль. Составы движутся по изолированным путям, их не подрезают машины, не перебегают дорогу бабушки с авоськами. Известно, где точки ускорения, торможения, открытия дверей, все детерминировано до миллиметра. Это не ИИ, а базовая автоматизация. Она бессильна в реальных условиях города, где кроме светофоров светят тысячи фар, окон и рекламных огней, а иногда еще и GPS-сигнал подавляют.

Системы автоматического торможения в обычных машинах спокойно тормозят „в пол“. С пассажирским транспортом все намного сложнее: приходится делать выбор, ударить впереди стоящую машину или допустить падение 160 человек в салоне. Наша система умеет рассчитывать тормозное усилие для наиболее плавного торможения, применимого в конкретной аварийной ситуации. И она адаптирована к разным составам, у которых по-разному работают тормоза.

За год эксплуатации статистика зафиксировала 68 случаев падения пассажиров при управлении в ручном режиме — и всего один при работающей системе Cognitive Pilot. Получается, безопасность выросла в 68 раз!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психоистория коллекционирования Психоистория коллекционирования

Почему людям разных эпох неизменно нравилось собирать редкие вещи?

Правила жизни
Солнце в бокале Солнце в бокале

Лучшим выбором для романтического ужина будут игристые и красные вина

Лиза
Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили Сделано в Британии: 10 отличных английских сериалов, которые вы полюбили или пропустили

Британские сериалы, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Дмитрий Горбунов о поиске других моделей эволюции Вселенной

Знание – сила
И ничего серого! И ничего серого!

Jimmy — продуманная, необычная и интересная яхта

Y Magazine
Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей Чем опасны лидеры с уязвимым эго: 7 негативных особенностей

Как даже хорошо скрываемая уязвимость мешает принимать верные решения

Psychologies
По капле крови По капле крови

Донорство крови: главные факты, которые важно знать

Лиза
Дружеское выгорание: 5 советов тем, у кого пропало желание общаться Дружеское выгорание: 5 советов тем, у кого пропало желание общаться

Почему мы выгораем от общения с друзьями, что с этим можно сделать?

Psychologies
Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка» Просто огонь: Как устроен боевой робот «Папочка»

Как надо строить роботов-гладиаторов

ТехИнсайдер
Правила этикета: как вести себя в самолете, чтобы не испортить полет ни себе, ни окружающим Правила этикета: как вести себя в самолете, чтобы не испортить полет ни себе, ни окружающим

Как следует вести себя на борту самолета с точки зрения этикета

ТехИнсайдер
Лодка для моряков Лодка для моряков

Откуда такой большой интерес к траулерной яхте Grand Banks 54?

Y Magazine
Зебровые амадины заново научились петь после необратимого повреждение нейронов Зебровые амадины заново научились петь после необратимого повреждение нейронов

Ученые заблокировали песни зебровых амадин, но те снова научились петь

N+1
Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам» Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам»

О жизни Кристины Кузьминой можно снять захватывающий фильм

Здоровье
Умение держать себя в руках Умение держать себя в руках

Как научить ребенка контролировать свои хотелки и эмоции?

Здоровье
Энергетики Энергетики

Стоит ли прибегать к помощи энергетиков, когда силы на исходе?

Здоровье
5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов 5 загадочных смертей великих русских писателей и поэтов

Истории из мира литературы, которые остаются неразгаданными и полными тайн

Maxim
Пасхальная оология Пасхальная оология

Красим яйца вместе с птицами

N+1
Ребёнок здесь я Ребёнок здесь я

Взрослые дети, инфантильные родители

Новый очаг
Все альбомы «Сектора Газа» — от худшего к лучшему Все альбомы «Сектора Газа» — от худшего к лучшему

У группы «Сектор Газа» нет плохих альбомов

Maxim
Типология энергетических вампиров: как не стать жертвой Типология энергетических вампиров: как не стать жертвой

Энергетические вампиры — кто они и что задумали?

Psychologies
«Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины «Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины

«Татуировщик из Освенцима»: кино-памятник, сделанный с уважением к жертвам войны

Forbes
5 решений, которые нужно принять парам поколения Y 5 решений, которые нужно принять парам поколения Y

Какие вопросы перед свадьбой нужно обсудить молодым парам?

Psychologies
Подводные лодки и придворный шарм Подводные лодки и придворный шарм

Подводная лодка С.К. Джевецкого – первая в мире серийная субмарина

Наука и Техника
Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие Необратимость: как вернуться к себе, пережив насилие

Что делать, чтобы найти в себе силы жить дальше после пережитого насилия?

Psychologies
Секрет приложения Finch: как уход за виртуальным питомцем помогает справиться с депрессией Секрет приложения Finch: как уход за виртуальным питомцем помогает справиться с депрессией

В России набирает популярность приложение Finch. Почему оно столь эффективно?

Psychologies
«Встретить ее с состраданием и принять»: как правильно реагировать на боль «Встретить ее с состраданием и принять»: как правильно реагировать на боль

Как умение принимать неприятные чувства может помочь вам стать счастливее

Psychologies
На доверии На доверии

Интуитивное питание — очень простой способ выстроить правильные отношения с едой

Лиза
Андрей Соколов: «Когда я сказал, что хочу играть его роль, Караченцов попросил Захарова дать мне шанс» Андрей Соколов: «Когда я сказал, что хочу играть его роль, Караченцов попросил Захарова дать мне шанс»

Сыграть Резанова в то время было как слетать на звезду — это было невозможно

Коллекция. Караван историй
Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино Неудачный дебют: почему «Чистильщик бассейнов» не дотягивает до большого кино

Каким получился комедийный детектив о злостных коррупционерах

Forbes
6 фраз, которые взрослые дети мечтают услышать от своих родителей 6 фраз, которые взрослые дети мечтают услышать от своих родителей

Шесть важных фраз, которые родители могут (и должны) сказать повзрослевшим детям

Psychologies
Открыть в приложении