Глубокоуважаемый вагоноуважатый
По Санкт-Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит искусственный интеллект. Уже сейчас ИИ заботится о безопасности людей, а в ближайшее время готовится полностью взять управление на себя
Депо Трамвайного парка № 7 на улице Грибакиных отреставрировали в современном стиле «лофт». Глядя, как сияющий мокрыми панорамными стеклами трамвай выезжает из автоматической мойки, приятно вспомнить историю этого транспорта: ведь изобрели его здесь, в Санкт-Петербурге. 22 августа 1880 года инженер Федор Аполлонович Пироцкий запустил на электротяге вагон конки*. Энергия подавалась по рельсам от миниатюрной электростанции. Первую коммерческую трамвайную линию открыла фирма Siemens & Halske под Берлином в 1881 году. Карл фон Сименс встречался с Пироцким, и его наработки были применены в Германии.
Систему активной безопасности и помощи водителю с искусственным интеллектом не только разработали, но и внедрили в России. В программе нашей командировки в Петербург было три пункта: попробовать превысить скорость, проехать на красный и, самое интересное, попасть под трамвай. Ничего из задуманного осуществить не удалось: интеллектуальная защита сработала штатно. Неудивительно, что система активно эксплуатируется на маршрутах города — заметьте, впервые в мире.
Тем не менее вопрос, который чаще всего задают разработчикам системы из компании Cognitive Pilot, звучит так: а что такого?
А что такого?
Рабочее место водителя трамвая «Богатырь-М» Петербургского производителя «ПК транспортные системы» можно смело снимать в «Звездных войнах». Тачскринов здесь больше, чем в китайском премиум-седане, — целых пять. На одном из дисплеев есть три зеленые иконки, которые относятся к системе Cognitive Pilot. Первая (на ней изображен спидометр) становится красной, когда водитель превышает скорость. Если человек не внемлет предупреждению, компьютер задействует тормоза и замедляет транспорт до скорости, разрешенной на данном участке маршрута.
Вторая иконка краснеет при попытке проехать на запрещающий сигнал светофора. Точно так же система сначала предупреждает водителя и лишь потом вмешивается в управление.
На третьей картинке изображен человек. Соответствующая часть системы отвечает за автоматическое торможение перед пешеходами, велосипедистами, автомобилями и любыми препятствиями на пути.
Пока все три картинки зеленые, составом целиком и полностью управляет водитель. Это важно еще и потому, что он несет ответственность за любые инциденты на маршруте. Система Cognitive Pilot берет на себя управление, лишь когда в игру вступает пресловутый человеческий фактор: усталость, невнимательность или безумно интересный видеоролик в телефоне.
Звучит полезно, но как будто не ново: полностью беспилотные поезда работают в метрополитенах многих городов мира, а системы автоматического торможения уже больше десяти лет ставятся на серийные автомобили. Так что тут такого?
Геннадий Савицкий, ведущий разработчик Cognitive Pilot: «В аэропортовых шаттлах или поездах метро искусственного интеллекта ноль. Составы движутся по изолированным путям, их не подрезают машины, не перебегают дорогу бабушки с авоськами. Известно, где точки ускорения, торможения, открытия дверей, все детерминировано до миллиметра. Это не ИИ, а базовая автоматизация. Она бессильна в реальных условиях города, где кроме светофоров светят тысячи фар, окон и рекламных огней, а иногда еще и GPS-сигнал подавляют.
Системы автоматического торможения в обычных машинах спокойно тормозят „в пол“. С пассажирским транспортом все намного сложнее: приходится делать выбор, ударить впереди стоящую машину или допустить падение 160 человек в салоне. Наша система умеет рассчитывать тормозное усилие для наиболее плавного торможения, применимого в конкретной аварийной ситуации. И она адаптирована к разным составам, у которых по-разному работают тормоза.
За год эксплуатации статистика зафиксировала 68 случаев падения пассажиров при управлении в ручном режиме — и всего один при работающей системе Cognitive Pilot. Получается, безопасность выросла в 68 раз!»