До массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы

АвтоМирАвто

Право

Ваш выход, водитель!

Автопроизводители уверяют, что до массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы. Стоит ли им верить?

Кто из нас не мечтал оказаться на месте главного героя фантастического фильма, который садится в машину футуристического дизайна, сообщает навигатору нужный адрес и погружается в собственные сюжетные дела, пока умный автомобиль везет его в пункт назначения? Уверен, что писатели-фантасты и киносценаристы, рисуя картинку будущего, и сами не подозревали, что воображаемый сюжет может воплотиться в жизнь в самое ближайшее время. За последние годы разработки в области автоматизированного управления продвинулись далеко вперед, и вот уже почти все автопроизводители заявляют о готовности выпустить на дороги полноценные беспилотники. Не стала, кстати, исключением и наша страна: автобусы и грузовые КамАЗы без водителя – это вовсе не показуха, а вполне себе реальные опытные образцы, как говорят, не отстающие от зарубежных разработок. Давайте попробуем понять, насколько близко подкралось к нам будущее и не пора ли выбрасывать водительское удостоверение.

На сегодня автопроизводители добрались до третьего уровня автопилотирования – машины справляются с автобанами, но перестроению и проезду перекрестков их пока еще учат

На самом деле проблем у разработчиков беспилотных технологий еще предостаточно. Если говорить о технике, то правда жизни такова, что даже самый современный компьютер со всем своим быстродействием и возможностью одновременно обрабатывать миллионы параметров, пока не научился думать, видеть и чувствовать как человек. Он может вести машину в идеальных условиях, но впадает в ступор, если встречает нелогичное поведение других водителей или пешеходов. Даже математическое описание всех возможных «сбоев матрицы» – нарушений ПДД окружающими, дефектов дорожной инфраструктуры, программных сбоев и прочих проблем, вносящих смуту в логически выстроенный электронным мозгом алгоритм, – это уже непростая задача. А можно ли в принципе научить компьютер распознавать планы другого участника движения по его повадкам, что с легкостью делает человеческий мозг? Не забываем также и про информационную безопасность, ведь вышедший из-под контроля грузовик превращается в опасность для сотен окружающих и, как показывают недавние события, оружие террориста. Но далеко не все упирается в технологии. Есть еще и правовой аспект, который здорово мешает разработчикам и маркетологам продвигать свои технологии. Дело в том, что и в международном праве, и в национальном законодательстве практически всех государств закреплены нормы, возлагающие на водителя обязанность полностью контролировать свое транспортное средство. Причем это отнюдь не декларативное требование, ведь за ним кроется глубокий смысл: именно на водителя ложится все бремя ответственности за форс-мажор в процессе движения и его последствия. Но если мы говорим о беспилотнике, то эта взаимосвязь отнюдь не очевидна. В свое оправдание владелец совершенно резонно заметит, что он выполнил все строго по инструкции, а за недоработки производителя он отвечать не собирается. И ведь трудно с ним не согласиться. Но беда в том, что и автопроизводители брать на себя ответственность тоже не готовы, ведь определенные функции управления, включая возможность взять его полностью на себя, у водителя все-таки остаются. Ну а если последствия аварии драматичны и речь идет об уголовном преследовании? Едва ли программист, писавший программное обеспечение для одного из блоков управления, согласится сесть в тюрьму, даже если его ошибка будет доказана.

Наконец, есть еще и этический аспект, в отношении которого у идеологов беспилотных технологий также пока нет вразумительного мнения. Скажем, если автомобиль оказывается в безвыходной ситуации и ДТП не избежать, но остается выбор: повернуть колеса в сторону бетонного забора или направить их на тротуар с пешеходами. Что выберет компьютер, и кто потом встанет на защиту правильности выбора? Ну и нельзя забыть и про такой важный аргумент, как удовлетворение потребности в самостоятельном управлении автомобилем: на Земле до сих пор живет немало людей, которые получают удовольствие от процесса вождения и вовсе не готовы отдать его бездушной железке, даже несмотря на возможность потратить освободившееся время на что-то более полезное. Что ж, получается, несмотря на постоянное муссирование этой темы не только в промышленных, но и во властных кругах, а также жадных до сенсаций СМИ, с таким, казалось бы, близким будущим придется повременить? Видимо, придется…

Системы автопилотирования требуют установки огромного количества датчиков разного типа
Так выглядит графическое изображение работы радаров, камер и лазерных сенсоров на автомобилях Volvo

Осадок остался

Вообще-то идея «прописать» автопилот на автомобиле преследует конечную цель повысить безопасность на дорогах, поскольку компьютер лишен эмоций и в идеале сможет сократить аварийность практически до нуля. Однако в жизни все намного сложнее. В частности, первое смертельное ДТП, произошедшее с автомобилем «Тесла» в мае прошлого года, не только здорово подпортило репутацию компании Илона Маска, но и дискредитировало саму идею беспилотника. Напомним, тогда продвинутый электромобиль шел в режиме автопилота, который на фоне яркого неба не заметил белую фуру, перегородившую дорогу, а потому не активировал торможение. В результате «Тесла» на полном ходу врезалась в прицеп, погубив владельца. Однако результаты расследования, основанные на данных «черного ящика», показали, что автопилот несколько раз предупреждал водителя о необходимости взять управление на себя, однако водитель сообщения проигнорировал. Это позволило снять претензии с изготовителя, но, как говорится, осадочек остался. В любом случае этот факт заставил еще раз переосмыслить идею автопилота как способа повысить безопасность на дорогах.

Теоретики сформулировали 5 уровней автономного вождения. Первый – когда водитель в любой момент должен быть готов взять управление, перехватив его, на пример, у адаптивного круиз-контроля. Пятый подразумевает, что водителю нужно только запустить систему и указать пункт назначения

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Nissan, Volvo


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кавказские танцы Кавказские танцы

Гран-при Азербайджана оказался богат на события

АвтоМир
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Дорогу главной! Дорогу главной!

7 прав, которые у тебя есть при встрече с инспектором ГАИ

Лиза
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Моя история Моя история

Что общего у Дональда Трампа и Эрика Рыжего?

Дилетант
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях Психолог — о том, как найти решения в трудных жизненных ситуациях

Психолог о том, почему стремление к комфортным отношениям

РБК
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Ты моя хорошая Ты моя хорошая

Какие качества необходимы сегодня настоящей подруге?

VOICE
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить

Когда повышенная утомляемость сигнализирует о серьезных проблемах со здоровьем

Лиза
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
Открыть в приложении