Системе «Платон» 15 ноября исполнилось два года, можно подвести кое-какие итоги

АвтоМирАвто

Дороги

А что с «Платоном»?

Системе «Платон» 15 ноября исполнилось два года, а сегодня можно подвести кое-какие итоги. И далеко не все из них со знаком плюс

Число зарегистрированных в «Платоне» большегрузов приближается к миллиону. Если точнее, в системе их более 921 000. За истекшее время с грузовиков удалось собрать почти 37 млрд рублей. Во всяком случае, именно столько перечислено в Дорожный фонд после подсчета всех денег, собранных с грузоперевозчиков за езду по федеральным трассам. Как же распоряжаются этими и другими деньгами «Платона», о которых нам рассказывать не любят? Обо всем по порядку.

Если верить релизам «Росавтодора», на сегодня с помощью указанных 37 млрд рублей восстановлено более 1700 км дорог в сорока городах и регионах страны. Кроме того, продолжается ремонт и реконструкция ряда мостов. В 2017 году были открыты Борский мост в Нижнем Новгороде и Ворошиловский – в Ростове-на-Дону. Только что открыто движение по Свердловскому мосту в Пензе и Гоголевскому путепроводу в Петрозаводске. Помимо этого средства из системы «Платон» будут направлены на ремонт тех участков федеральных трасс, которые выбрали сами дальнобойщики. А именно, А-181 «Скандинавия» в Ленобласти, М-10 «Россия» в Новгородской области, М-5 «Урал» в Рязанской области, на подъездах к Перми и Ижевску от трассы М-7. Участков для ремонта намечено немало: в Краснодарском крае, в Магаданской области, в Якутии, на Дальнем Востоке. И все это, конечно нас не может не радовать.

А еще говорят, что «Платон» за два года сформировал прозрачный рынок грузоперевозок, и у государства появилась информация о количестве и составе перевозчиков. Оказалось, более 60% из них – физические лица. У налоговиков появился реестр данных о платежах грузоперевозчиков, а правоохранительным органам система помогает проводить оперативно-розыскные мероприятия и выявлять таможенные нарушения. За порядком в самом «Платоне» на трассах федерального значения сегодня следят 480 рамных конструкций стационарного контроля, работает 100 специализированных автомобилей фотофиксации. Штрафы для неплательщиков растут, но не все дальнобойщики нарушают. Многие из них на законных основаниях стараются избегать федеральных трасс за счет местных региональных дорог. И вот тут начались неприятности.

Из-за системы «Платон» большегрузы начали разрушать региональные дороги, которые оказались не рассчитаны на тяжеловесов. Причем в некоторых регионах складывается буквально патовая ситуация. Если деньги на ремонт федеральных трасс худо-бедно выделяются, то латать региональные дороги местным властям уже не на что. Взять хотя бы Зауралье. Здесь нагрузка на региональную сеть возросла в несколько раз, а денег на ремонт у региона мало, отчего чиновники вступают в конфликт с дальнобойщиками, стремясь не всегда законно препятствовать их проезду. Весной ввели ограничение для движения грузовых автомобилей с нагрузкой на ось более пяти тонн по дорогам Шадринск – Ялуторовск, Екатеринбург – Шадринск – Курган – Падерино – граница Свердловской области, Макушино – Частоозерье – Бердюжье.

В следующем году на ремонт дорог Зауралья, по самым скромным подсчетам, может не хватить около миллиарда рублей от 3,5 млрд запланированных. Причиной тому федеральный бюджет, отобравший себе часть акцизов на топливо. Если раньше от них в области оставалось 88%, то сейчас – только 61%. Область недополучит около 600 млн рублей, а еще около 400 млн составят выпадающие доходы от налогов на транспорт. Стараясь найти «выбитые» в том числе и «Платоном» деньги, местные чиновники пытаются передать свои дороги на баланс Минтрансу, но это вопрос долгий.

Похожая ситуация складывается и в других регионах. Например, вокруг Ростова-на-Дону. Здесь большегрузы уже прикончили объездную дорогу вокруг Новошахтинска, по которой дальнобойщики экономят на «Платоне». Так что одни дороги лечим, а другие калечим.

Слухи

В результате утечек информации стало известно, что ежегодно из собранных системой «Платон» денег бюджет якобы выплачивает порядка 10 млрд рублей оператору системы – компании «РТ-Инвест Транспортные системы». И эти выплаты продлятся как минимум до 2027 года.

Подмосковье будет платным

Дорога в Подмосковье от трассы М-4 «Дон» до аэропорта Домодедово обойдется в 14 млрд рублей, хотя раньше стоимость почти 7-километрового участка платной трассы с одной развязкой оценивалась в 10, а позже в 13 млрд рублей. Ее строительство планируют начать уже в следующем году. Принципиальное решение уже принято, сообщают в ГК «Автодор». Сегодня проект находится на финальной стадии проработки. Оплачивать строительство будет конгломерат инвесторов, включая сам аэропорт «Домодедово», с небольшой долей госфинансирования.

Еще один перспективный подмосковный проект, но тоже вполне себе федерального значения, – обход Балашихи и Ногинска – будет стоить сильно дороже. Здесь только работы по подготовке территории оценили в 13,5 млрд рублей. ГК «Автодор» ищет подрядчика, который сможет расчистить место под строительство первого этапа будущей скоростной трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань». Длина первого участка магистрали от МКАДа в обход Балашихи и Ногинска составит 69,42 км. Проект минувшим летом одобрила Главгосэкспертиза.

Почему недовольны «Платоном»?

Объективных и субъективных причин недовольства системой «Платон» множество. Так, например, по данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» цены на многие товары в результате появления нового налога по имени «Платон» выросли на 3-10%. Некоторые производители заявили об удорожании логистики перевозок по ряду направлений. А, в частности, Danone называет цифру такого удорожания – до 100%. В итоге крупные производители и перевозчики перекладывают оплату тарифа на конечного потребителя. Частные перевозчики уходят, малый и даже средний бизнес становится убыточным. При этом власти неуклонно повышают тариф. При запуске программы в 2015 году он составлял 1,53 рубля за километр. В 2017 тариф вырос до 1,9 рубля за километр. А рост до задуманных изначально 3,06 рубля за километр – лишь вопрос времени.

Мечты о будущем

Видимо, лавры Илона Маска в США кое-кому не дают спать спокойно. Стартап Arrivo уже в 2021 году намерен построить в городе Денвер (штат Колорадо) дорогу с разрешенной скоростью 320 км/ч, которая будет способна пропускать до 20 000 автомобилей в час. Маска мы вспомнили в связи с тем, что идея Arrivo сильно смахивает на его транспортный концепт Hyperloop, но с тем отличием, что в этот раз движение специальных скоростных капсул будет осуществляться по особым полосам, проложенным вдоль существующих шоссе. В первую очередь скоростные магистрали будут рассчитаны на короткие поездки. Например, обещают проектировщики, время в пути из центра города до местного аэропорта по этой дороге сократится с часа до девяти минут. Кстати, над проектом работает бывший сотрудник компаний SpaceX и Hyperloop One. Быть может мистер Маск ему недоплачивал?

Как все запущено

В Ставрополе запущено движение транспорта по участку Безымянного проспекта, который в перспективе свяжет Западный обход с улицей 45-я Параллель. Пока в эксплуатацию ввели первую очередь 6-полосной дороги. Участок дороги обошелся в 500 млн рублей, а работы в рамках ГЧП выполняла строительная компания «ЮгСтройИнвест». Губернатор края Владимир Владимиров на открытии объекта обещал, что Безымянный проспект (когда будет достроен окончательно, ред.) разгрузит молодой Юго-Западный район города.

Текст: Константин Корндорф
Фото: Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»; «Платон»; Photoagency Interpress/Global Look Press; Портал органов государственной власти Ставропольского края; Arrivo/Colorado Department of Transportation

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Права и правила Права и правила

За какие нарушения могут лишить водительских прав?

АвтоМир
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Ложь, чертеж и провокация Ложь, чертеж и провокация

Auto Union Typ 52 Schnellsportwagen – автомобиль, которого не было

Автопилот
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер

Почему Шиллера боялись трогать — не только же из-за трудностей перевода?

Дилетант
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Вон из дома Вон из дома

Подробная инструкция, как распрощаться с ненужными вещами и заодно заработать

VOICE
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мои бабушки Мои бабушки

Сохранить старые фотографии и по ним исследовать семейную историю

Afternoon Seasons of life
Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении