Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет

АгроинвесторБизнес

Выходы к морю

Дефицита в терминалах для отгрузок зерна на внешние рынки нет, но есть внутренние перекосы

Елена Максимова

Фото: Е. Егоров / «Ведомости»

Российские мощности по перевалке зерновых культур оцениваются от 62 млн до 72 млн т. Учитывая, что на экспорт через море в сезоне 2022/23 было отправлено менее 51 млн т, с одной стороны, имеющегося объема достаточно. С другой — бо́льшая часть терминалов сосредоточена на юге, что как минимум накладывает ограничения на географию закупок продукции для вывоза: отправлять пшеницу из Сибири или Поволжья через Черное море экономически не целесообразно. Стране нужны новые перевалочные мощности, в первую очередь на Балтике, что заметно расширило бы экспортный потенциал и облегчило работу трейдерам.

По данным аналитического центра «Русагротранса», общая мощность терминалов для перевалки зерна по состоянию на конец 2022 года составляла в России 62,5 млн т в год, из которых на юг страны приходилось 53 млн т. В сезоне 2022/23 отечественными портами было отгружено 50,8 млн т зерна (в 2021/22 — 33,9 млн т) — это около 80 % общей емкости и вполне оправданно с учетом неравномерной нагрузки на порты в различные месяцы года, изменчивой конъюнктуры, погодных условий и прочего, говорит руководитель центра Игорь Павенский.

Согласно оценке Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России, мощности специализированных морских терминалов для отгрузки зерна из России на начало 2023-го составляли 72 млн т, отмечает гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко (см. график на стр. 22). В этом объеме 88 % занимают порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ).

Дефицита не наблюдается

Россия способна экспортировать до 70 млн т зерна при использовании всех перевалочных мощностей страны, включая сухопутные погранпереходы, утверждает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Чтобы иметь возможность отгружать еще больше, необходимо достраивать новые терминалы и модернизировать действующие, обращает внимание он. «В перспективе наращивание экспортных отгрузок зерна вполне реально, правда, для этого нужно продолжать увеличивать производство, а чтобы это было возможно, придется отменять экспортные пошлины, поскольку они лишили производителей финансовых ресурсов для расширения посевов», — подчеркивает эксперт.

Дефицита в мощностях для отгрузок зерна на внешние рынки нет, однако есть определенные внутренние перекосы, считает Злочевский. Впрочем, они быстро исправляются рынком. Периодически возникает нехватка терминалов для погрузки в крупнотоннажные суда, что приводит к увеличению перевалки на рейде. «С мелководных портов Азово-Черноморского бассейна продукция отправляется в открытую акваторию на малых судах грузоподъемностью до 7 тыс. т, где переваливается на Panamax, способный перевозить уже до 50–80 тыс. т», — поясняет Злочевский.

Развитие перевалки зерна определяется близостью к ресурсной базе, к странам-покупателям, наличием флота, развитием инфраструктуры (сетью железных и автодорог), перечисляет начальник южного филиала «Центра Агроаналитики» Оксана Щербина. Согласно Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса России, которая была утверждена в 2019 году, номинальные мощности перевалки зерна на экспорт в целом по стране тогда составляли 53,2 млн т, напоминает она. По планам же к 2035-му эта цифра может вырасти до 83,1 млн т, в том числе до 57,4 млн т для портов АЧБ, до 13 млн т — для Балтики и до 10,5 млн т — для Дальнего Востока.

Фото: Krsormovo. nnov.ru

Основной поток зерна традиционно идет через порты АЧБ, подтверждает эксперт. Это связано с меньшими логистическими затратами по доставке грузов до конечного покупателя. «Большая доля российского зерна ́ уходит в страны Африки, Персидского залива и в Турцию, что делает южные порты более конкурентоспособными по сравнению с другими, — объясняет она. — А высокие урожаи Краснодарского края, Ростовской области, кавказских и близлежащих регионов Центральной России позволяют оперативно реагировать на изменение мировых цен и не испытывать существенных сложностей с вывозом».

«Объединенная зерновая компания» (ОЗК) осуществляет отгрузку зерна на экспорт через собственные портовые активы, основным из которых является «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП) — крупнейший глубоководный зерновой терминал в акватории АЧБ. По итогам сезона 2022/23 через НКХП было перевалено 6,4 млн т зерна, что сопоставимо с рекордным показателем 2020/21-го, когда объемы достигли 6,5 млн т. В текущем году максимально в месяц НКХП отправлял за рубеж 742 тыс. т в январе и 719 тыс. т в марте. При этом терминал осуществляет отгрузку зерновых культур на экспорт не только для ОЗК. В завершившемся сезоне услугами предприятия воспользовались более 10 экспортеров российского зерна, сообщает представитель компании.

Новый терминал на Балтике

В ближайшие годы мощности зерновых портовых терминалов в России превысят 80 млн т, прогнозирует Владимир Петриченко. Произойдет это благодаря реализации новых проектов. В апреле 2023-го компания «Порт Высоцкий» запустила мощности по перевалке зерна на Балтике в Ленинградской области на 4 млн т/год. Проект был реализован в рамках Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года». Емкость накопления терминала — 240 тыс. т, станция разгрузки позволяет принимать до 220 вагонов в сутки. Объем инвестиций составил около 5,5 млрд руб. Навигация из порта осуществляется круглогодично, рассказал член совета директоров УК «Порт Высоцкий» Андрей Гарнухин в ходе Балтийской зерновой ассамблеи, прошедшей в Санкт-Петербурге в июле.

По информации Центра оценки качества зерна, на 30 июня через терминал на экспорт было отправлено 140 тыс. т зерновых культур, в том числе 64 тыс. т ушло в Тунис, 27 тыс. т — в Турцию, 26 тыс. т — в Италию и 22 тыс. т — в Китай. В совокупности за три месяца из порта на внешние рынки отправлено шесть сухогрузов. «Инвестору удалось за три года построить огромный терминал с нуля и уже вывезти через него казахстанское и сибирское зерно — это, я считаю, подвиг! — восхищается Петриченко. — Спрос на отгрузки из “Порта Высоцкий” очень активный: люди действительно хотят контрактоваться на вывоз продукции этим путем». По словам эксперта, экспортировать зерно через данный терминал будет удобнее, чем через черноморские, всем поставщикам из Сибири, Казахстана, Верхнего Поволжья, средней полосы страны. «Грубо говоря, если нарисовать линию от Брянска через Орел, Липецк, Тамбов, Рязань, Пензу, то тем регионам, которые находятся севернее нее, будет выгоднее работать через терминал в Высоцке, чем через южные порты», — уточняет он.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Культура салатного потребления Культура салатного потребления

«Экосалат» вложит более 1 млрд руб. в переработку продукции

Агроинвестор
Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии

Полученный бетон самособирается в суперконденсатор, накапливающий заряд

ТехИнсайдер
Современные тренды в сфере онлайн-оплаты Современные тренды в сфере онлайн-оплаты

Основные технологии безналичных расчетов в современных условиях

Наука и Техника
Кто соберет дары леса Кто соберет дары леса

Развитию рынка дикоросов могут способствовать новые меры господдержки

Агроинвестор
«Эфиопия — наша!» «Эфиопия — наша!»

В 1936 году фашистская Италия ликовала: над столицей Эфиопии поднялся их флаг

Дилетант
«Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты «Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты

Зачем делать действующие предприятия площадками для современного искусства

Forbes
От «Советского шампанского» до сырка «Дружба»: как появились популярные гастрономические бренды СССР От «Советского шампанского» до сырка «Дружба»: как появились популярные гастрономические бренды СССР

Легендарные продукты, вкус которых до сих пор вызывает ностальгию

Maxim
Максим Аверин: «В момент, когда у меня был успех, я погибал» Максим Аверин: «В момент, когда у меня был успех, я погибал»

Большое интервью с Максимом Авериным

Караван историй
Рой шестиколесных грузовых платформ перевезет почти 40 тонн груза Рой шестиколесных грузовых платформ перевезет почти 40 тонн груза

Ученые разработали систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов

N+1
Как лесные пожары в Австралии влияют на климат Земли Как лесные пожары в Австралии влияют на климат Земли

О глобальных последствиях пожаров "черного лета" 2019-2020 годов

ТехИнсайдер
Что такое безглютеновый хлеб и почему он полезен далеко не всем Что такое безглютеновый хлеб и почему он полезен далеко не всем

Есть ли спрос на безглютеновый хлеб и что это ― панацея или новый тренд

РБК
10 самых уродливых автомобилей в истории. Обновлённая версия 10 самых уродливых автомобилей в истории. Обновлённая версия

Увы, не все покидающие конвейер машины, становятся впоследствии супермоделями

4x4 Club
Секрет молодости на тарелке Секрет молодости на тарелке

Еда и напитки, которые замедляют старение

Лиза
Бройлер свинье не конкурент Бройлер свинье не конкурент

Стоимость свинины в мае была ниже средней цены птицы

Агроинвестор
5 советских игрушек, которые были только в зажиточных семьях 5 советских игрушек, которые были только в зажиточных семьях

Рассказываем, какими были модные дорогие игрушки в СССР

Psychologies
Трудно быть супергероиней: почему женщинам-лидерам полезно проявлять уязвимость Трудно быть супергероиней: почему женщинам-лидерам полезно проявлять уязвимость

Почему трудно быть супергероем, а супергероиней — особенно.

Forbes
«Подростки — это мощная сила, которая способна изменить мир». Эксперты продюсерского центра «Вдохновители» о том, как создавать социально значимый контент «Подростки — это мощная сила, которая способна изменить мир». Эксперты продюсерского центра «Вдохновители» о том, как создавать социально значимый контент

Что такое социально преобразующий контент и почему он прибылен для бизнеса

СНОБ
Инвестпроекты снимают с паузы Инвестпроекты снимают с паузы

АПК остается привлекательным для вложений, несмотря на трудности

Агроинвестор
Абьюз, травма, история семьи: как устроена фем-литература Абьюз, травма, история семьи: как устроена фем-литература

В конце XX века женское творчество начало приобретать особую значимост

Forbes
ТОП-9 самых умных животных планеты ТОП-9 самых умных животных планеты

Животный мир полон умников!

ТехИнсайдер
«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй
Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее Нейроинтерфейсы научились переводить сигналы мозга в текст в четыре раза быстрее

Декодеры научились превращать сигналы мозга в текст в три-четыре раза быстрее

N+1
За туманом и за запахом тайги За туманом и за запахом тайги

Куда ездили отдыхать в СССР

Лиза
Казино без алкоголя: почему математики не любят рулетку и во что играют инвесторы Казино без алкоголя: почему математики не любят рулетку и во что играют инвесторы

Отрывок из книги популяризатора найки Нила Деграсса Тайсона — «Послание звезд»

Forbes
Как стать успешным блогером и можно ли на этом заработать в 2023 году Как стать успешным блогером и можно ли на этом заработать в 2023 году

Когда можно выгодно вложиться в личный блог в 2023 году, а когда не стоит

РБК
Как использовать ChatGPT в России: может ли об этом рассказать другой чат-бот Как использовать ChatGPT в России: может ли об этом рассказать другой чат-бот

Аочему бы вместо ChatGPT не обратиться за помощью… к другому чат-боту?

ТехИнсайдер
Как подойти к разрыву отношений: 3 правила Как подойти к разрыву отношений: 3 правила

Как подготовиться к разговору о расставании и как вести себя во время него

Psychologies
Забыть Гинденбурга Забыть Гинденбурга

Беспилотные грузовые дирижабли как инструмент газификации

Эксперт
«Сталкер»: съемки не на жизнь, а на смерть «Сталкер»: съемки не на жизнь, а на смерть

Уникальное свидетельство о процессе создания фильма Андрея Тарковского «Сталкер»

Эксперт
Пикассо в бизнесе Пикассо в бизнесе

Предприниматель Ярослав Каплан: почему в бизнесе необходим творческий подход

Эксперт
Открыть в приложении