5 ошибок Ильи Елпанова, основателя «Ешь деревенское»
«Зачем учиться на своих ошибках, если можно учиться на чужих успехах», — сказал Илья Елпанов в интервью Inc. трёхлетней давности. И наделал кучу ошибок. Основатель сервиса по доставке фермерских продуктов «Ешь деревенское» признаётся, что часто действовал бессистемно и наобум. Что, впрочем, не помешало ему добиться успеха: весной этого года компания выросла почти в 2 раза и сейчас развозит более 3 тыс. заказов в неделю по Москве, Подмосковью, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Вот 5 ошибок, которые дали Елпанову полезный опыт (хотя он с радостью предпочел бы их избежать).
1Снимал вирусные ролики и думал, что это и есть маркетинг
С самого начала я думал, что маркетинг — это про креатив, и поэтому взял его на себя (считая, что у меня развито воображение). Первый год мы делали акцент на контент-маркетинге, ярких рекламных макетах, вирусных роликах. Когда Илон Маск запустил свой космический корабль — сделали видео о том, как отправляем в стратосферу коробку с нашей едой для того самого космонавта. Думали, это будет вирусный ролик, а его посмотрели 100 человек — моя команда и моя мама.
Я слишком поздно понял, что маркетинг — это чистая математика, а в продвижении нет никакого супертворчества и секретных ключей, которые помогут «открыть поток клиентов». Надо понемногу планомерно развивать каналы, которые уже приносят заказчиков, — и делать это должен профессиональный менеджер.
Сейчас мы продвигаемся по 20 каналам, которые системно мониторим и измеряем с помощью набора метрик. Я часто вижу, как стартапы фокусируются на упаковке, бренде и позиционировании, делают ролики и пилят сторис каждый день. Да, это влияет на лояльность и удержание клиента. Но если мы говорим про новый трафик, то здесь место только для математики.
2Вёл финансовый учёт в Excel
Первые два года я вёл все товарные потоки в Excel. Оттуда же бухгалтер брал данные для отчётности. Мне казалось, что всё просто: вот Cashflow, а вот доходы и расходы. Но когда проект начал расти, я стал зашиваться. Каждый месяц на анализ финансовых данных у меня уходило по 2 — 3 дня. Было ощущение, что Excel — это костыль, а не настоящие ноги.